Во-вторых, о больших я и потому еще говорить не буду, что, кроме того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть и возмездие: они съели яблоко и
познали добро и зло и стали «яко бози».
Мы принуждены ответить на это парадоксально: плохо, что возникло различение между добром и злом, но хорошо делать это различение, когда оно возникло, плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы
познаем добро и зло, когда опыт зла пережит.
Неточные совпадения
— Он, как Толстой, ищет веры, а не истины. Свободно мыслить о истине можно лишь тогда, когда мир опустошен: убери из него все — все вещи, явления и все твои желания, кроме одного:
познать мысль в ее сущности. Они оба мыслят о человеке, о боге,
добре и зле, а это — лишь точки отправления на поиски вечной, все решающей истины…
Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не
познал бы
добра и зла.
Для чего
познавать это чертово
добро и зло, когда это столького стоит?
Карл V, Иоанн IV, Александр I,
познав всю тщету и зло власти, оказывались от нее, потому что видели уже всё зло ее и были не в силах спокойно пользоваться насилием как
добрым делом, как они делали это прежде.
Суеверия и обманы мучат людей. Избавление от них только одно: истина. Истину же мы
познаем и сами собою и через мудрых и святых людей, живших до нас. И потому для
доброй и хорошей жизни нужно и самому искать истину и пользоваться теми указаниями истины, которые дошли до нас от прежних мудрых и святых людей.
В этом свете
добрые ангелы имеют даже познание чувственного (των αισθητών γνώσιν), каковое они
познают не силою ощущения и не физической силою, но знают это силою божественною, от которой совершенно не может скрыться ничто настоящее, прошедшее или будущее.
— Именно черт ее знает что: всякого сметья по лопате и от всех ворот поворот; а отцы этому делу вы. Да, да, нечего глаза-то на меня лупить; вы не сорванцы, не мерзавцы, а
добрые болтуны, неряхи словесные! Вы хуже негодяев, вреднее, потому что тех как
познают, так в три шеи выпроводят, а вас еще жалеть будут.
Как существо социальное он
познает только меняющиеся понятия о
добре.
Познать сущее
добро человек может лишь как существо духовное.
Не вследствие любви к отцу, к сыну, к жене, к друзьям, к
добрым и милым людям, как это обыкновенно думают, люди отрекаются от личности, а только вследствие сознания тщеты существования личности, сознания невозможности ее блага, и потому вследствие отречения от жизни личности
познает человек истинную любовь и может истинно любить отца, сына, жену, детей и друзей.
«Для чего
познавать это чертово
добро и зло, когда это столько стоит?» Человек не может вынести страданий своих и чужих, а без страданий невозможна свобода, невозможно познание
добра и зла.
«Для чего
познавать это чертово
добро и зло, когда это столько стоит?» Иван Карамазов возвращает Богу свой билет на вход в мировую гармонию.
«Славь тако Александра век
И охраняй нам Тита на престоле.
Будь купно страшный вождь и
добрый человек,
Рифей в отечестве, а Цесарь в бранном поле.
Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле...